Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой | Дизайн во всём | MyDesigne.ru

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

0 30

Автор проекта: Пьяно Ренцо
Объект: Центр современного искусства «ГЭС-2»
Общая площадь: 38 900 кв.м.
Уникальные характеристики обьекта

  • реконструкция исторического здания электростанции со стеклянной кровлей по проекту Владимира Шухова
  • четыре стальные ярко-синие трубы высотой 70 метров со сложной системой вентиляции
  • нновационные материалы и сложная техническая начинка
  • современная культурная площадка с доступной средой для общения

 

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

Дом культуры «ГЭС-2». Главный фасад. Кровля в технике фальца, материал: серо-голубой титан-цинк, серо-голубой титан-цинк Rheinzink, покрытие prePATINA Blaugrau. Элементы фасада, парапеты из титан-цинка, Rheinzink.

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

Исторический фасад окрашен в нейтральный светло-серый цвет и растворяется в городской среде. Витражи восстановленные, выполнены из современного высокотехнологичного стекла.

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

Вид на Дом культуры «ГЭС-2», рощу и смотровую площадку со стороны Патриаршего моста. 

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

Четыре стальные трубы, окрашенные в яркий синий цвет, пронизывают объем насквозь. Они служат вентиляции здания. Внутри них установлена сложная система фильтрации, которая подает в помещения очищенный воздух нужной влажности и температуры. 

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

Дом культуры «ГЭС-2». Восточный фасад. В рамках реконструкции был восстановлен шатер над часовой башней, примыкающей к зданию со стороны Дома на набережной. В башне длинная винтовая лестница с книгами вдоль стен, а наверху смотровая площадка. В расположенном рядом правом ризалите задумана резиденция для художников со студиями и творческими мастерскими.

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

Со стороны двора к зданию был пристроен единственный дополнительный объем – актовый зал с пространством-трансформером на 420 мест, стеклянной стеной с видом на ландшафт и великолепной акустикой. 

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

В ходе реставрационных работ были случайно обнаружены сводчатые помещения XIX века из красного кирпича, принадлежавшие фабриканту Ивану Смирнову. Теперь в них расположен Центр художественного производства «Своды». Пространство здесь организовано на двух этажах и включает художественные мастерские разного назначения: 3D-печать, керамика, деревообработка, шелкография и другие. 

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

Дом культуры «ГЭС-2». Вид при вечернем освещении. 

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

Дом культуры «ГЭС-2». Западный фасад. Центр художественного производства «Своды» и мост смотровой площадки. 

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

Дом культуры «ГЭС-2». Вид при вечернем освещении. 

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

Дом культуры «ГЭС-2». Вид при вечернем освещении. Общая площадь проекта – 38 900 кв. м. 

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

Входная группа. Основа архитектуры — оригинальные конструкции (от несущих металлических колонн и лестниц до кровельных ферм инженера Владимира Шухова), их тщательно исследовали, чтобы максимально эффективно сохранить. 

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

Внутри здания – единое свободное пространство с открытыми несущими конструкциями и инженерными системами.  

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

Историческая светопрозрачная кровля воссоздана. Для остекления произведено 4500 кв. м структурных двухкамерных стеклопакетов с закаленным архитектурным стеклом с HST и ответным термоупрочненным триплексом. На кровле смонтированы солнечные батареи, которые обеспечивают 10% от потребляемой комплексом энергии. 

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

Залы оформлены в стиле хай-тек. Белый цвет, простые, ровные, без текстур, материалы подчеркивают легкую архитектуру здания. 

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

Лестница в одном из боковых пространств первого этажа. 

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

На территории Дома культуры «ГЭС-2» работает несколько кафе. А также спроектированы места для коллективных активностей. 

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

В выставочное пространство на первом этаже интегрирована зона ритейла. 

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

Неф основного здания используется как большое выставочное пространство площадью 1300 кв. м. Раньше здесь был турбинный зал. 

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

Фрагмент кровли. Ажурная металлическая конструкция тщательно восстановлена. Стекло заменено на современный триплекс. 

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

Пространство спроектировано единым, здесь нет традиционных отгороженных выставочных помещений, вместо них – сложная композиция из лестниц, лифтов, галерей, навесов и парящих платформ. 

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

Помещения для мастер-классов и различных мероприятий расположены вдоль основного объема, галереями. Они имеют гибкое зонирование и качественное техническое оснащение. 

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

Единственной новой постройкой стал актовый зал, или, как его называют в мастерской, «Аудиториум», выступающий из исторического объема в сторону рощи. Зал-трансформер на 420 мест рассчитан на 10 комбинаций: сиденья складываются, сцена опускается и поднимается, акустические панели поворачиваются, окна закрываются шторами black out, а самое большое окно, выходящее в сторону рощи, превращается в экран, где можно устраивать кинопоказы, концерты, лекции и показы перформативного искусства. 

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

Одна из мастерских в отдельно стоящем корпусе «Своды». Каждый свод – помещение площадью около 60 кв. м с витражным остеклением и исторической кирпичной кладкой. 

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

Главный санузел, расположенный на минус первом этаже, оформлен в серо-синей палитре. Его цветовая гамма перекликается с фасадами. 

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

Дом культуры «ГЭС-2». Интерьер санузла. Сантехника, Duravit. В комплектации объекта использованы подвесные унитазы из коллекции Darling New. Инсталляции, Geberit. 

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

Во внутреннем дворе разбита березовая роща. Она уходит по склону вверх, из рощи попадаешь на смотровую площадку, оттуда открывается лучший вид на всю территорию Дома культуры. Холм сделали, чтобы скрыть ничем не примечательные постройки за пределами территории «ГЭС-2». 

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

Зеленая лужайка перед березовой рощей. Ландшафтный проект создан по проекту ландшафтного архитектора Мари Пиммел (Marie Pimmel) из бюро RPBW. Инсталляция «Пространство света» художника Джузеппе Пеноне (Giuseppe Penone).
 

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

На заднем дворе Дома культуры «ГЭС-2» высажено более 600 деревьев. 

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

Дом культуры «ГЭС-2». Эскиз Ренцо Пьяно. 

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

Дом культуры «ГЭС-2». Разрез. 

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

Дом культуры «ГЭС-2». Разрез. 

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

Дом культуры «ГЭС-2». План участка. 

Центр современного искусства с легкой ажурной архитектурой

Дом культуры «ГЭС-2». План первого этажа.

Концепция

Дом культуры «ГЭС-2» на Болотной набережной – знаковый проект реновации промышленного сооружения и превращения его в центр современного искусства, выполненный интернациональной командой специалистов. Это первая работа Renzo Piano Building Workshop и партнера RPBW Антонио Бельведере в России и новая постоянная площадка фонда V–A–C, основанного в 2009 году с целью переосмысления системы художественного производства, экспонирования и изучения искусства. Одновременно и музей, и междисциплинарная площадка для реализации культурных процессов, и место для общения – активный элемент жизни города.

В облике и назначении здания воедино собран мировой опыт: здесь есть и отсылки к Центру Помпиду в Париже, главному модернистскому музею современности, и галерее «Тэйт модерн» в Лондоне, которая также расположена в здании бывшей электростанции. Но больше – к русской архитектуре и инженерной мысли. Как городская электростанция «ГЭС-2» открылась в 1907 году, проектом занимался архитектор Василий Башкиров, а в разработке конструкции крыши здания принимал участие инженер Владимир Шухов. Изначально электростанция носила название «Трамвайная»: главным ее предназначением было питание трамвайной городской сети. На протяжении всего XX века облик станции менялся: появились различные пристройки, исчезла башня с часами, а в начале войны разобрали и 62-метровые трубы котельной. В 2006 году «ГЭС-2» была закрыта, а в 2009-м комплекс бывшей электростанции вошел в список объектов культурного наследия.

При работе с исходными объемами архитекторы действовали деликатно и с большим уважением к архитектурному наследству, задачей было максимально сберечь и восстановить исторический облик «ГЭС-2». С территории убрали ветхие пристройки и корпуса, появившиеся в советское время. В основном здании также демонтировали внутренние стены и перекрытия, чтобы вернуть ощущение простора главному нефу и открыть спроектированную Шуховым крышу. Фасад был полностью восстановлен, стеклянные витражи заменены на современные, вернулись мощные трубы, которые служат вентиляции здания. Внутри них установлена сложная система фильтрации, которая подает в помещения очищенный воздух нужной влажности и температуры. Окрашенные в синий цвет трубы контрастируют со светлыми фасадами и сливаются с небом… Появились и нововведения. В ходе работ были случайно обнаружены сводчатые помещения XIX века из красного кирпича, принадлежавшие фабриканту Ивану Смирнову. Теперь в них расположен Центр художественного производства «Своды». Кроме того, со стороны двора был пристроен единственный дополнительный объем – актовый зал с пространством-трансформером на 420 мест, стеклянной стеной с видом на ландшафт и великолепной акустикой. В рамках реконструкции был также восстановлен шатер над часовой башней, примыкающей к зданию со стороны Дома на набережной. 

Планировка

Общая площадь «ГЭС-2» – почти 39 тысяч кв. м, пространство организовано на пяти уровнях: двух подземных (гардеробы, кассы, зоны отдыха с кафе, санузлы, парковка, хранилище и технические службы) и трех надземных. На первом этаже расположен ритейл, на втором – арт-галереи, на третьем этаже разместились офисы V-A-C. В здании бывшего склада «Своды» по соседству с основным корпусом электростанции, планируется центр художественного производства с разнообразными мастерскими. Средствами архитектуры авторы проекта реализовали совершенно новый формат взаимодействия с искусством.

Особенность внутреннего пространства – его максимальная открытость. По сути, здание – это единый зал без перегородок, глухих перекрытий, а его ядро – протяженный объем (бывший турбинный зал) с галереями, названный «Проспектом». Впечатляюще большой, открытый, свободный, просматриваемый с любой точки от края до края, с льющимся сверху через стеклянную кровлю потоком света. Пространство спроектировано единым, здесь нет традиционных отгороженных выставочных помещений, вместо них – сложная композиция из лестниц, лифтов, галерей, навесов и парящих платформ. Одна из таких парящих над Проспектом на уровне второго этажа платформ – открытая со всех сторон площадка для концертов и перфомансов со взбирающимися вверх ступенями трибуны.

Внутренняя архитектура прямо от входа открывается на обозрение входящему посетителю, ошеломляя его свободой и легкостью, и каждый здесь одновременно является и зрителем, и действующим лицом… Огромные витражи делают границу города и «ГЭС-2» прозрачной: с одной стороны – широкая набережная с видом на историческую застройку, а с другой – поднятый над землей террасированный ландшафт, с зеленой лужайкой и настоящей березовой рощей. Парк создан по проекту ландшафтного архитектора Мари Пиммел (Marie Pimmel) из бюро RPBW, на заднем дворе высажено более 600 деревьев, их многоголосие вступает в диалог с воздушностью и белизной интерьеров. 

Декор

Этот проект – ювелирная реставрация, с сохранением элементов, которые не только являлись предметом охраны, но и частью насыщенной и долгой жизни объекта. Основа архитектуры – оригинальные конструкции (от несущих металлических колонн и лестниц до кровельных ферм инженера Владимира Шухова), архитекторы их тщательно исследовали, чтобы максимально эффективно сохранить. Проект также возвращает зданию задуманную первоначально светопрозрачную кровлю, стекло в ней, естественно, используется современное и инновационное. Кроме того, в нее встроены солнечные батареи, которые обеспечивают 10% от потребляемой комплексом энергии.

Чтобы исторические конструкции выдержали новый вес стеклянной кровли с панелями фотоэлектрических элементов, стальные фермы были отреставрированы и усилены. Они перебирались вручную, а затем соединялись и усиливались по старинной технологии – клепками. 
В ходе реставрации были переосмыслены исторические дымоходы высотой 70 метров, теперь они установлены по центру здания и являются доминантой нового проекта. Ранее трубы старой электростанции были кирпичными и узорчатыми, в войну их разобрали (чтобы избежать вероятность вражеских атак), а затем вернули, но уже в обшивке металлом. Сейчас четыре стальные трубы выкрашены в яркий синий цвет и служат настоящими «легкими здания». Они захватывают чистый воздух, закачивают его в вентиляционную систему здания, что вместе с солнечной энергией и системой сбора и очистки дождевой воды для технических нужд полностью соответствует принципами так называемой устойчивой архитектуры.

Обилие естественного света, светлая однотонная палитра, открытые коммуникации, зигзагообразный ритм парящих лестниц-скульптур дают ощущение полета и независимости. Ажурную легкую архитектуру здания подчеркивают материалы ровные, с нейтральной текстурой: наливные полы, архитектурный бетон, прозрачное стекло, металл. Эту внешнюю хай-течную простоту поддерживает сложная техническая начинка: спроектированные специально под проект бесшумные лифты, системы безопасности с камерами для сетчатки глаза в офисах и закрытых помещениях, оснащенные электроникой гардеробные… Таким образом ГЭС-2 предстает культурной институцией нового типа: с сохраненной исторической архитектурой, инновационными техническими решениями и дружелюбной, доступной всем и каждому средой. 

Комплектация объекта

Проект, Renzo Piano Building Workshop

Российские сопровождение, «Апекс»

Инженерное сопровождение, строительство «Метрополис»

Генподрядчик, «Велесстрой»

Строительно-монтажные работы ОВК и ВК системам, электромонтажные, отделочные и пусконаладочные работы, компания «Строй Техно Инженеринг»

Строительные и отделочные материалы и изделия

Кровля в технике фальца, материал: серо-голубой титан-цинк Rheinzink, покрытие prePATINA Blaugrau, реализация «Фабер»

Элементы фасада, парапеты из титан-цинка Rheinzink, реализация «ЭкоБау»

Стеклянная кровля, остекление фасада, компания Modern Glass

Металлоконструкции, фермы, колонны, перекрытия, изготовление «Ленмонтаж»

Наружное освещение, компания «Амира»

Световые шахты Solargy, серия LS F

Наливной пол, производитель «Альфапол»

Сантехника Duravit, смесители Newform, инсталляции Geberit

Мебель

Sancal, Lina design

Оборудование

Акустические системы, Kahle Acoustics

Системы вентиляции, регуляторы расхода воздуха и воздушные завесы, поставщик Systemair

Фото: Глеб Леонов, Юрий Пальмин, пресс-центр Дома культуры «ГЭС-2» 

Источник

Наши партнеры:

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

семнадцать − два =